Rock Mag "Placebo – три действующих начала", Aug'04



© Перевод Rousse для Placebo Russia
Полная или частичная перепечатка допускается только с разрешения переводчика.



Placebo – три активных начала* – нынче хорошо известны. Николя Деман в августе 2004-го поговорил с Брайаном и расспросил его о музыкальных планах современных, зрелых, загадочных, андрогинных Placebo. Эта беседа также была посвящена триумфальному мировому турне...

Как дела, все хорошо?
Брайан: Да. Ну так, небольшой насморк... Но все в порядке!

Вы сейчас в отпуске?
Брайан: В приготовлениях. Сегодня как раз собираю чемоданы... Я еще дома, в Лондоне.

Я узнал, что в начале июня вы были на юге Франции, чем вы там занимались? Ничегонеделанием или работой?
Брайан: Мы были недалеко от Канн, да. Репетировали, немного писали... Там у нас родились кое-какие идеи. С утра до обеда грелись на солнышке, а по вечерам – если было желание – занимались музыкой. На самом деле не было никакого давления или напряжения.

Но это уже с видом на новый альбом?
Брайан: Да, сейчас как раз подходящий момент, так как предыдущая пластинка уже вышла. Больше года мы были в туре, посвященном этому альбому, так что это вполне естественно. По прошествии года ты немного отдаляешься от этих песен, появляется острое желание написать новые.

И вы воспользовались этой ситуацией на юге Франции, чтобы создать новые треки?
Брайан: Да, но ты знаешь, всегда есть песни, которые висят в воздухе, которые написаны наполовину. Они приходят отовсюду, такая себе мешанина. В период Sleeping With Ghosts были песни, которые мы написали в самом конце сессии, они были недостаточно завершенными, чтобы войти в альбом, так что мы их сохранили и отложили. Были даже еще более древние наработки. У нас вообще их много, иногда мы возвращаемся назад и ищем треки, которые ранее отложили в сторону. Кроме того, у нас неплохо получается писать в туре, и потом, есть песни, которые мы пишем в те недолгие периоды, отведенные специально для этого... Мы также всегда пишем в студии, до последнего момента. Процесс написания растягивается на долгие периоды. Мы пробуем самые разные идеи и варианты, чтобы посмотреть, что из этого работает и что нас самих трогает. И в результате этого естественного отбора остаются только самые совершенные песни, те, которые нам самим нравятся больше всего. Как бы там ни было, это всегда песни, которые сами к тебе приходят!

Сколько у вас к настоящему моменту завершенных песен?
Брайан: Сложно сказать... Больше, чем 5, и меньше, чем 100! (Смеется)

То есть пятый альбом может выйти уже совсем скоро?
Брайан: Пластинка всегда находится в процессе создания, потому что пишем мы постоянно. Но да, вполне вероятно, что пятый альбом выйдет в 2005 году. Но перед этим еще будет сборник синглов и DVD с клипами. К Рождеству.

Это тот самый best-of, о котором все говорят в последнее время?
Брайан: Ну, это не настоящий best-of, это больше сборник синглов, который объединит все: начиная с 36 Degrees, первого сингла, вышедшего на Virgin в 1996 году, и заканчивая новым, который появится этой зимой. Что касается DVD с коллекцией клипов, он выйдет в то же время и будет содержать видео на все синглы, которые войдут в альбом-сборник.

Будет ли эта коллекция включать какие-нибудь неизданные песни?
Брайан: Да, там будет один или два неизданных ранее трека, но мы еще пока не уверены, что все получится и какие именно песни это будут... Мы их скоро запишем, и тогда посмотрим. Но будет один или два новых трека, да.

Касаемо DVD, там будет клип на Protège-Moi, снятый Гаспаром Ноэ (Gaspard Noé)?
Брайан: Ну, это сложно на самом деле. Protège-Moi довольно жесткий клип. Это больше порно, и, наверное, трудно будет поместить его на DVD, потому что в этом случае придется классифицировать его как запрещенный к просмотру лицам младше 16 лет во Франции, и младше 18 – в Англии. Получается, продавать его в музыкальных магазинах будет почти невозможно.

То есть проблемы с цензурой присутствуют не только на ТВ?
Брайан: Ах, нет-нет!

Как вы решили доверить съемку этого клипа Гаспару Ноэ?
Брайан: Я познакомился с Гаспаром благодаря Агнес Б (Agnès B) на одной вечеринке в Париже. Мне очень понравилась «Необратимость». Мнения относительно этого фильма разделились, я знаю. В СМИ и среди зрителей тоже. Я считаю это кино очень, очень сильным, это очень нравственный и очень важный фильм, я стал большим поклонником Гаспара и был счастлив с ним познакомиться. И так как мы работали с Виржини Депант (Virginie Despentes) – тоже очень спорной личностью – над переводом Protège-Moi, мы подумали: почему бы не поработать с кем-то, кто также визуально продвигает свое искусство? Я прекрасно знал, что это не будет клип, в котором группа играет на инструментах, или playback, или что-то вроде этого. Это будет нечто совершенно другое. Мы говорили с Гаспаром по телефону, и он мне сразу сказал: «Я не хочу задействовать группу в клипе». Это был первый раз, когда нам не нужно было появляться в видео, и мы подумали: «Ок, у нас будет меньше работы, давай, Гаспар, действуй». Он хотел сделать что-то наподобие порно, и вот результат. Мы не хотели привлекать к работе талантливого человека и при этом загонять его в какие-то рамки. Нужно было разрешить ему делать то, что он хочет, но в рамках имеющегося бюджета. Именно это мы и сделали!

Еще до начала съемок вы не боялись, что клип подвергнется цензуре?
Брайан: Да, мы это знали, хорошо понимали, что он не будет транслироваться по ТВ, что его не покажут по MTV...

Разве это не бессмысленно: снимать видео, заведомо зная, что его не возьмут в ротацию?
Брайан: Нет, потому что этот факт делает идею клипа еще более ценной. Нужно пробовать, искать. И, кроме того, мы прекрасно знали, что он выйдет – в том или ином формате, что и произошло благодаря специальному выпуску Inrockuptibles, – что он появится в Интернете, и что люди смогут его найти. И нам самим было интересно поработать в обстановке, которая не была ограничена «коммерциализацией» клипа, где нужно, чтобы группа хорошо выглядела, чтобы все планы были красивыми и кем-то одобренными... В данном случае это был такой мини-фильм длительностью 4 минуты.

Перед тем как выпустить клип Гаспара Ноэ, вы на своем сайте выложили неофициальное видео на English Summer Rain. Его снял поклонник Placebo Grégoire Pinard. Как вы узнали о нем?
Брайан: Он из Южной Африки, он прислал нам этот мульт, когда тот был почти завершен. Мы подумали, что это что-то новенькое, необычное, и что парень очень смелый. Причем, это же не анимация, сделанная на компьютере, она выполнена в настоящей олдскульной манере со всеми этими маленькими куколками, которых нужно оживить вручную! Это здорово, он заставил нас смеяться. И, опять же, нам меньше работы было!(Смеется)

Возвращаясь к теме кино... Азия Ардженто (Asia Argento) представила в Каннах свой новый фильм «Цыпочки» (The Heart Is Deceitful Above All Things). Вроде бы вы должны были написать саундтрек к нему, нет?
Брайан: Да, нам было это интересно, и, как ты знаешь, Азия – друг группы, но в итоге ничего не получилось. Я, кстати, видел этот фильм в Каннах. На самом деле, они приняли решение использовать уже написанные и записанные песни, и наших среди них не было. Мы бы с удовольствием написали саундтрек к нему, но не смогли этого сделать из-за проблем с бюджетом. У нас не было возможности засесть в студии, чтобы специально записываться [для Ардженто]. Как бы там ни было, мы всегда хотели написать саундтрек к фильму, это одна из наших амбиций. Но нужно еще немного подождать, прежде чем это случится...

То есть вы пытаетесь найти другие кинопроекты, способные вас заинтересовать?
Брайан: К настоящему моменту ничего конкретного. Мы еще не знаем. Но это амбиция Placebo: «провзаимодействовать» с чьим-то творчеством, искусством! Ради вдохновения. Которое бы исходило скорее из чьего-то другого мира, чем из твоего собственного. Это совершенно другая работа, и нам это интересно, потому что мы еще этого не делали.

Кстати, по поводу другой работы. Ты ездил в Таиланд, где по четвергам играл диджей-сеты в одном из отелей Бангкока. Какие ощущения у тебя вызывает диджейство в сравнении с концертом?
Брайан: Мне кажется, это еще более волнительно, чем быть на сцене. Потому что там ты совсем один. И к тому же, я ведь на самом деле не профессиональный диджей. Для меня это больше хобби. Но если люди хотят оплатить мне перелет и на какое-то время поселить в прекрасном отельном номере, а я должен только крутить диски, – мне это крайне нравится. (Смеется) Но так как ты один на сцене, то немного страшно, ты не можешь разделить это напряжение с кем-то еще. На концерте ты всегда можешь разделить его с другими ребятами из группы. К тому же, я еще переживал из-за того, что не диджеил до этого целый год, так что с технической точки зрения немного «заржавел». Мне пришлось учиться всему заново прямо на этих вечеринках, но это было весело, это был своеобразный вызов. (Смеется) Кроме того, для меня это была возможность провести месяц в Таиланде и в то же время немного поработать.

То есть у тебя никогда не бывает настоящего отпуска? Музыка тебя никогда не отпускает?
Брайан: Бывает, иногда... Но через месяц или два чувствуешь себя немного потерянным, если ничего не делаешь...

Как ты проводишь дни, когда полностью свободен от музыки?
Брайан: Большую часть времени я на пляже! В каком-нибудь уголке мира. Там, где тепло. (Смеется)

Относительно грядущих июльских концертов во Франции, стоит ли нам ждать каких-нибудь сюрпризов, будете ли вы играть новые песни?
Брайан: С этим сложно. Мы больше не можем этого делать, это глупо. Я помню, во времена первого альбома – когда Стив присоединился к группе и мы писали Without You I'm Nothing – были новые песни, которые мы написали вместе. И мы их опробовали на концертах, когда они еще не совсем были завершены, – тогда мы еще могли себе это позволить. Я помню... Не помню точно, но, кажется, в 70-х Pink Floyd написали альбом и потом играли его на концертах в течение года, прежде чем записать! К сожалению, мы больше не можем позволить себе такую роскошь из-за Интернета. Народ записывает на концертах и потом выкладывает песни, которые еще толком не завершены, в Сеть. За два года до того, как люди должны услышать новые песни, последние попадают в Интернет, и они их находят, в итоге то, что они слышат, – это скорее некий макет, сыгранный на публике... Обидно. Если ты на концерте слышишь новую песню и не записываешь ее, не выкладываешь в Интернет... она просто остается в твоей памяти!

Но в сравнении со студийной версией бутлег остается бутлегом...
Брайан: Да, но фишка в том, что песня еще не закончена, именно поэтому ты и пробуешь ее на публике. Чтобы увидеть: какая работает, какая – нет. Волнует ли она зрителей, хорошие ли ожидания у нас самих на ее счет и т.д. Обидно, что люди могут послушать песню в Интернете, когда она еще находится в стадии макета, сыгранного на публике, за два года до того, как она будет окончательно завершена и выйдет, и, может быть, изменится, как только мы войдем в студию. Все же жаль, что у нас больше нет такой возможности! Но...

Но бутлеги были всегда. Интернет или мр3, люди всегда записывали неизданные песни на концертах. Есть даже некая магия в том, чтобы сравнить потом со студийной версией...
Брайан: Да, да, так было всегда... Помню, я слышал бутлеги, где были версии Allergic с Without You I'm Nothing, которые мы играли даже раньше, чем я написал к ней слова! Я пел в микрофон всякую чушь, чтобы попробовать, чтобы найти мелодию, найти слова... Забавно делать это на публике, но, увы, это больше невозможно... Поэтому, наверное, нужно будет вернуться назад и сыграть заново старые песни, которые мы не играли какое-то время!!

Какие, например?
Брайан: А вот этого я не скажу! Пусть будет сюрприз!


* аналогия с действующим началом (активным компонентом) в лекарственных средствах.