Philippe André о работе над клипом ‘Song To Say Goodbye’

"Placebo. Rock sur ordonnance" (Book)

by Thierry Desaules, 2009

Philippe André о работе над клипом ‘Song To Say Goodbye’

© Перевод Rousse для PlaceboRussia

Полная или частичная перепечатка допускается только с разрешения переводчика.


«Кэрол Фербразер (Carol Fairbrother) из Virgin Music попросила меня написать [сценарий] клипа на эту песню. И заодно другого – на песню ‘Because I Want You’, которая должна была выйти синглом в Великобритании. А ‘Song To Say Goodbye’ предназначалась для Франции и других европейских стран. Рекорд-компания просила меня придумать общую идею для обеих песен и собиралась доверить мне съемки одного из клипов. Я написал два сценария для ‘Song To Say Goodbye’ и два для ‘Because I Want You’. У меня был и третий вариант для ‘Song To Say Goodbye’, но я не осмеливался его отправить. Он был слишком необычный… больше похож на короткометражку, чем на клип… ясное дело, появление в нем группы не предполагалось. И вроде как совсем не в духе Placebo, учитывая их предыдущие видеоработы. Свою задумку я описал не лучшим образом: десять строк на одной странице и несколько фото, которые сделал в Лос-Анджелесе. Все. Но к счастью, я отправил этот вариант.


Брайану сразу же понравилась идея, и он выбрал именно этот сценарий. Уже потом он мне сказал, что моя идея очень сильно отличается от тех, что он когда-либо получал, и что у меня получилось дать его тексту новую интерпретацию. Брайан знал меня в основном по видео, которое я снял на песню ‘Another Chance’ Роджера Санчеза (Roger Sanchez). В нем девушка бродит ночью по Нью-Йорку с огромным красным сердцем в руках, которое уменьшается до тех пор, пока она не встречает свою родственную душу. Он сказал, что это его любимый клип.


Сначала мы разговаривали по телефону. Все было очень просто и естественно. Мы говорили в основном о фотографии, кино, которое он любит: Вендерсе, Гасе Ван Сенте, Джармуше и др. У нас были одинаковые ориентиры в отношении клипа. Я рассказывал ему об Антонини и Озу, об их приемах, идеальных для съемок детей: когда размещаешь камеры на уровне коленей, чтобы показать все так, как это видит ребенок. Мы с ним намеревались сделать что-то типа короткометражного кино. Он очень не хотел появляться в клипе. Почувствовав, что мы с ним на одной волне, он полностью доверился мне, и начались приготовления к съемкам.


Позже я встретил Брайана, Стефана и Стива в Париже, в отеле Costes, за несколько дней до своего отъезда в Лос-Анджелес. Мы еще раз вкратце все обсудили. Из наших с Брайаном разговоров было понятно, что мы не хотим снимать какой-то мрачный или грустный фильм – скорее наоборот: более красочный, солнечный, чтобы избежать любых проявлений пафоса. Я ему показывал множество фотографий, в основном американских фотографов 60-х годов: [Joel] Sternfeld, [Stephen] Shore. Еще, конечно, Jeff Wall, Lorca di Corcia, Crewdson. Он хорошо разбирается в этой культуре, а потому знал многое из того, что я ему показывал. Мы провели вечер за разговорами о фотографии, литературе… ну и пропустили пару стаканчиков, конечно. Потом я уехал в Лос-Анджелес, но постоянно держал их в курсе, отправляя информацию об актерах, которых выбирал для клипа, декорациях – по ходу того, как шли приготовления к съемкам».


Филипп снимает не так много клипов, потому как считает, что – в большинстве своем – видео упрощают и обедняют музыку. Но признается, что с Placebo все было совсем по-другому. Они относятся к тем редким музыкантам, которые позволяют автору дать волю фантазии и ждут от него настоящего сотрудничества, ответного действия.


«Как правило, идея приходит ко мне, когда я слушаю слова и ощущаю темп, вибрацию музыки. Я слушаю песню 50 раз, 100 раз. Прежде всего, необходимо погрузиться в персональную вселенную артиста, группы – если я не знаком с ними достаточно хорошо. Иногда это бывает не так просто, так как требует очень спешного анализа. Быстро «въехать» в тему и найти нужный угол [зрения]. Подогнать какую-то уже существующую идею под группу совершенно невозможно. Нужно исходить из того, что собой представляет группа, артист, и искать идею изнутри. Это может казаться просто, но иногда на развитие идеи требуется неделя, тогда как рекорд-лейбл просит предоставить проект «назавтра». Приходится умышлено затягивать дело.


В случае с ‘Song To Say Goodbye’ музыка вела меня к чему-то постоянно движущемуся, парящему, но вместе с тем стремительному, и идея необычного road movie возникла очень быстро. Эмоции, которые рождались у меня при прослушивании песни, толкали к повествовательному видео, с актерами… к трогательной истории. Мне не хотелось чего-то статичного, не хотелось, чтобы действие происходило в одном месте. Но при этом у меня не было возможности снимать в разных местах. А вот вариант перемещения на машине вполне укладывался в бюджет. Иногда трудности приводят к тому, что идея «сжимается» и трансформируется естественным образом. Как и всегда, мне нравится начинать с простой идеи, это своеобразная уловка. Девушка, носящая с собой огромное сердце, которое все время уменьшается, – для Санчеза. Кукла, которая подбирает слова по мере того, как вытягивает солому из своих ран, и в итоге начинает петь, превращаясь в Emilie Simon. Восьмилетний ребенок, ведущий машину, а позади него – растерянный мужчина. Его отец? Мы не знаем. Кажется, что все роли перепутаны. Иногда эта мысль приходит сразу. Иногда – после долгой работы с текстом:


You are one of God’s mistakes

You crying tragic waste of skin […]

Before our innocence was lost

Blessed with lucky sevens

And the voice that made me cry.


Когда я слушал эти слова и начал представлять мальчика за рулем, везущего взрослого, о котором ему нужно заботиться, я почувствовал, что нашел идею».


Режиссер задумал историю, в которой нарочно создал пусто́ты, чтобы оставить место для эмоций, не связанных с персонажами клипа, и показать красивую игру актеров. Английский – не родной язык для Филиппа Андрэ, и он всегда старается не быть буквальным в своем понимании того или иного текста [песни]. И оставить каждому зрителю право придать ему свою собственную эмоциональную окраску.


Изначально Брайан хотел, чтобы клип снимался в Австралии, но в итоге съемки происходили в Калифорнии – так было проще для Филиппа.


«У Брайана в голове был Сидней, я же предпочел Лос-Анджелес, где в то время занимался другим проектом. И чтобы сэкономить время, я хотел снять клип сразу после того, как закончу с этим проектом. К тому же, здешние места вполне гармонировали с сюжетом в стиле road movie. Кроме того, в Лос-Анджелесе намного проще было провести кастинг, чтобы найти 8-9-летнего ребенка на главную роль… мы сделали это всего за неделю! Во время кастинга я пересмотрел полсотни детей и сразу выделил двоих, Филд Кейт (Field Cate) был в их числе. Он невероятный актер. Я уверенно говорю «актер», потому как в свои 9 лет он параллельно со школой посещает актерские курсы. Его умение сконцентрироваться, умение слушать режиссера – потрясающее! Мы провели всего несколько репетиций, после чего он отлично играл свою роль на протяжении трех дней съемок.

Когда Филд вел огромную американскую машину, прохожие на улицах Лос-Анджелеса останавливались, чтобы посмотреть на него, а ведь они уже привыкли к разным съемкам. Его авто тянула на прицепном тросе другая машина, из которой мы и снимали, но система, которую я придумал, позволяла Филду крутить руль на поворотах и при этом быть довольно далеко от тянущей его впереди машины. Так что он был полностью в своей роли, а люди на тротуарах видели только маленькую головку, торчащую из-за руля.


Большинство сцен были прописаны, но я хотел оставить некоторые моменты для импровизации: в итоге мы снимали – почти без разрешения – на улицах даунтауна Лос-Анджелеса среди бездомных. Мы приехали туда в последний момент, сняли несколько дублей и уехали. Это довольно сложно провернуть в Америке, где все должно быть организовано, заранее продумано… в то время как основная идея клипа заключалась в том, чтобы все выглядело максимально просто и не слишком «поставлено». То же самое касалось массовки. Я перемешал их с обычными людьми, которые даже не знали, что мы снимаем.


Что же до роли отца, это было больше по части «антиигры», и на самом деле было непросто – сыграть взрослого, немного дикого, потерянного, который оставляет максимальное пространство для роли ребенка. Сначала я хотел, чтобы его играл Рэй Лиотта (Ray Liotta), но тот в итоге отказался. Я также думал о Роберте Дауни младшем (Robert Downey Jr), который отлично подошел бы на эту роль. Несколько очень известных актеров дали согласие, но Брайан хотел кого-то, кто бы не был известен широкой публике, чтобы сделать историю более универсальной. Он не хотел, чтобы это было: «А, да! Тот клип с …». Иногда это чересчур просто. И я нашел замечательного актера в лице Майкла Карра (Michael Carr), который превосходно сыграл этот мутизм, а также существенно помогал Филду во время съемок.


Я смонтировал клип в Лос-Анджелесе и по интернету отправил его в Лондон, чтобы получить отзыв. Несмотря на то что я был абсолютно доволен результатом своей работы, отправив видео, я переживал и нервничал. Но, к счастью, рекорд-лейбл остался в восторге от клипа, и Placebo тоже. Я знаю, что Брайана видео по-настоящему тронуло. Не думаю, что предам его, если процитирую мэйл, который он мне прислал:


Привет, приятель!

В полном восторге от видео, я даже плакал! Думаю, на такую реакцию ты и не рассчитывал! […] Также вдохновлен идеей о 8-минутной версии! Поздравляю, ты сделал отличный мини-фильм. Это один из лучших наших клипов!

БРАВО!


На самом деле я сразу же предложил сделать длинную версию, так как, мне кажется, формат road movie к этому располагает. К тому же, я снял много сцен, которые не использовал в клипе. Placebo сделали мне потрясающий подарок: они вернулись в студию, чтобы смиксовать 8-минутную версию песни, что позволило мне закончить длинную версию, которую Virgin вскоре включили в DVD».